Философия как теоретическое мировоззрение

Любовь к мудрости предполагает наличие у человека зрелого или теоретического мировоззрения, которое преодолело поверхностность и аморфность мировоззрения обыденного. Ведь теория – это единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность таким образом, что факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. А ведь мудрость – это высшая степень упорядоченности мыслей и чувств. Это такое состояние человеческого разума, которое способствует пониманию происходящего и предвидениювсевозможных изменений в мире и жизни. И путь к его достижению стал значительно легче с появлением философии. По И. Канту, философия является наукой «о последних целях человеческого разума. «Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсолютную ценность. Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?» Недаром предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек».Эта система распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между ними — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Появление философии заявило о рождении особой формы мышления, направленной на критическое осмысление культуры вообще и знаний в частности. Мудрость человеческая – это конечная цель философии, которая предполагает не просто систему накопленных теоретических и опытных знаний о мире, обществе и человеке. Философская мудрость человека – показатель его интеллектуального и душевного здоровья. Владеть философской мудростью – заботиться о своем духовном здоровье и здоровье общества, целенаправленно стремиться к интеллектуальному комфорту и нравственной жизни и деятельности. Призвание философии соответствует сущности культуры: культура – улучшение, облагораживание склонностей и способностей человека. Философию не зря считают живой душой культуры. С самого своего зарождения она не только осмысливает все накопленные человечеством знания о мире и умения достойно жить в нем, но и критически их оценивает, «лично переживает» их с точки зрения социально-нравственного значения для бытия всего человечества. Поэтому статус философии в культуре вообще указывает на ее исключительную роль в духовном познании человеческого бытия – побуждать к совершенствованию жизни. Ее статус определяется состоянием свободомыслия, страстным стремлением понять и оценить назначение и смысл человеческой жизни и деятельности. В то же время философия характеризует суть теоретически систематизированного и максимально рационализированного мировосприятия и нравственной оценки исторических этапов культурного развития человечества. Философия становится выразителем зрелости духовной культуры народов.



Сущность философствования

Можно и нужно говорить о философской культуре мышления. Все люди и особенно специалисты нуждаются в философии, относящейся к истинным знаниям и моральным ценностям как к факторам, развивающим культуру мышления. Именно такое понимание дает людям необходимые и достаточно точные знания для того, чтобы жить и действовать по объективным законам природы и общества. «Знание – сила», – заявлял Ф. Бэкон. Культура философского мышления состоит в том, что в нем живуче творческое начало, где господствует критическая мысль по отношению к устаревшим знаниям, где рождается стремление понять смысл и назначение человека, где уважение к философии естественно. Философствовать – значит проницательно-критичным умом настраивать творческую мысль на ценностное осмысление и отношение к любому знанию. Философствование содействует росту самоценности человека как существа, способного на креативность и оценку. Креативность – способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного возникает микрокосмос человека (как отражение макрокосмоса – мира).



Этому способствует специфика философской предметности: с позиции философии в качестве основных видов предметов можно различать: 1) вещь – физический, принадлежащий внешнему миру предмет; 2) понятие – логически мыслимый предмет; 3) состояние как предмет – общие состояния чувств или духовная направленность. С появлением философствования человеческая мыслительность становится сферой познания, отличаясь своей критичностью, наибольшей степенью обобщения и оценочного осознания всех имеющихся знаний о мире, обществе и человеке. Ключевыми концептами философии стали: 1) живая мысль,которая опирается на естественно-научные достижения и их обобщение; 2) эта мысль не противоречит здравому смыслу, опираясь на жизненный опыт людей (обыденный, художественный, религиозный). Обогащенный философией природный человеческий ум становится критичным конструктивным мышлением (мудростью).

Философствование содействует приближению исследователя (в том числе медика) к пределу глубины и объективности познания: философия дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли он использует метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в науках живой критический дух. Достичь же данных пределов невозможно. Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Процесс познания находит свой … предел в границе познаваемости. За этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное, которое не дает прекратиться процессу познания. Во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нём подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность остается идеалом, субъективность сущностно присуща человеку.

Основные функции философии

Под «функцией» понимается способ действия, способ проявления активности системы (т. е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. Их можно разделить на две основные группы – мировоззренческие и методологические функции.

Выделяются следующие основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

На первом месте среди функций философии стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция.Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию.Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему.

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Существо эвристической функциисостоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Конкретная научная задача решается конкретным методом или комплексом таких методов. Философский метод чаще действует через частнонаучные методы и общенаучные понятия.

Координирующая функцияфилософии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функцияфилософии. Термин «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий. Процесс формирования отдельных научных дисциплин, как известно, происходил в результате отграничения предмета каждой науки от предметов других наук; стержнем того или иного предмета исследования были объективные законы действительности. Взаимная размежевка наук, дифференциация изоляционистского типа являлись ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественно­научного знания.

Логико-гносеологическая функция философии.Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.


0004033459850947.html
0004079893793963.html
    PR.RU™