Контроль как учебное действие студента. Виды и формы контроля

Понятие контроля и его функции

Контроль - это проверка качества усвоения учебного мате­риала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися.

Функции контроля:

а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя их исправить и лучше понимать последующий учебный матери­ал, а также формировать способность к самоконтролю;

б) для преподавателя - контроль дает информацию о ходе и качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и интересе учащихся, что позволяет видеть свои дидактические промахи и своевременно вносить коррективы в процесс препо­давания.

Виды и формы контроля

В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:

1) контроль промежуточных результатов усвоения;

2) итоговый контроль.

Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить:

а) оперативный контроль (на лекции).

За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии;

б) блиц-контроль.

По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, сту­дентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соот­ветствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;

в) контрольное задание с письменным отчетом.

Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические за­дачи... и др.).

Все предложенные формы контроля - групповые.

Итоговый контроль - это проверка конечного результата.

К такому виду контроля относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции.

Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и контрольная.

Отсюда вопросы к зачету должны быть максимально дроб­ными, чтобы студенты не упустили ни одного элемента знаний.

В процессе прохождения зачета преподаватель уточняет знания студентов, обучает их.

Виды зачета:

1) традиционный вид - индивидуальная вопрос-ответная форма:

- по билетам или вопросам (полное выслушивание во­просов);

- опрос-интервью (по тезаурусу или по вопросам, предпо­лагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди;



2) мозговой штурм - групповая форма.

Группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. Каждой подгруппе дается карточка из 5-7 вопросов (вопросы проблем­ного характера). Предлагается обсудить вопросы с использова­нием любых источников (лекции, учебники, монографии...).

Завершается зачет беседой группы с преподавателем, где преподаватель уточняет правильность ответов и качество усвое­ния каждым. Если студент показывает низкий уровень знаний, то он отправляется для работы в следующую пятерку;

3) игра - групповая форма.

Например, защита концепции. Группа разбивается на 2-3 подгруппы по количеству обсуждаемых концепций. Каждая подгруппа получает план и заранее готовится к игре (распреде­ляет обязанности и пр.).

В процессе игры выступают представители каждой группы, которые оцениваются группой экспертов (из числа студентов).

Завершается игра подведением итогов, оцениванием и опре­делением победителей.

Виды экзамена:

1) традиционный - собеседование по вопросам билета.

Вопросов к экзаменам должно быть немного, но обобщенно­го характера. Можно включить практические вопросы, задачи и вопросы на знание первоисточников.

При оценивании ответов целесообразно учитывать прежде всего обобщенность, логичность, знания теоретических законов и фактов, персоналий, культуру речи.

Преподаватель должен указать студенту на положительные и отрицательные стороны ответа;

2) письменный экзамен;

3) тестирование - тест учебных достижений.

К итоговому контролю относятся также разного вида кон­трольные, курсовые, дипломные работы и государственный эк­замен.

Условия эффективности контроля:

1. Объективность (наличие единого критерия).

2. Незыблемость выносимых оценок (не подлежат сомнению).

3. Гласность.

Основные принципы контроля:

1. Профессиональная направленность.

2. Надежность.

3. Валидность.

4. Системность.

5. Систематичность.


0002969811672215.html
0003013562026164.html
    PR.RU™