Там же, с. 33, Ф. М. Уилкокс цитирует Джеймса Уайта из «Ревью энд Геральд», 21 апреля 1851 г.  

Там же, с. 33, Ф. М. Уилкокс цитирует Джеймса Уайта из «Ревью энд Геральд», 21 апреля 1851 г.





ВВЕДЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ



«Насколько я понимаю, сестра Уайт никогда не пре­тендовала ни на авторитетного историка, ни на препо­давателя богословия, как, например, мистер Эдди. Она лишь высказывалась по тому или иному поводу, остав­ляя пасторам, евангелистам и проповедникам решать проблемы, возникающие в отношении Писания, бого­словия и истории...»7

«Те, кто не слышал того, о чем мы здесь говорим, и принимает другую позицию, определенно считают, что ни вы, ни профессор Прескотт не верите в «Свидетель­ства для Церкви»8.

«Характеризуя Дух Пророчества, в чем, как вы думаете, заключается его большая ценность — в том, что он проли­вает свет духовной истины в наши сердца и наши жизни, или в том, что он обеспечивает интеллектуальную точность в исторических и богословских вопросах? Не должны ли мы воспринимать эти труды как голос Духа, обращенный к нашим сердцам, вместо того, чтобы воспринимать их как голос учителя, обращенный лишь к разуму? И разве исто­рическая точность, а не духовные ценности являются ис­тинным мерилом Духа Пророчества?»9

«Разве не замечательно бы было издать небольшие брошюры, излагающие факты в ясной, простой и дос­тупной форме, какими эти факты и являются — просты­ми священными истинами, чтобы можно было предложить их молодым пытливым умам?»

Голос из зала: «Наши враги повсеместно издают та­кие брошюры»10

«Действительно, это моя самая большая проблема. Я, конечно же, дискредитирую себя, если вернусь и вы­скажу свою точку зрения. Я бы хотел увидеть опублико-

7 Там же, с. 34, А. Г. Даниэльс.

8 Там же, с. 37, X. С. Лэйси обращается к Даниэльсу.

9 Там же, с. 38, X. С. Лэйси обращается к Даниэльсу.
Там же, с. 38, X. С. Лэйси.


ванными некоторые утверждения, причем это должно быть сделано руководителями церкви, чтобы за этим чувствовался хотя бы какой-то авторитет. Иначе все это меня очень беспокоит. Я хочу видеть, что действительно что-то делается в этом направлении. Сегодня наших студентов учат, и они разъезжаются с идеей, что за «Сви­детельствами» стоит вербальная инспирация,11 и горе тем людям, среди которых и я, которые ничего не сдела­ли в этом отношении12».

«Правильно ли это будет с нашей стороны позволять членам церкви продолжать придерживаться концепции вербальной инспирации по отношению к «Свидетель­ствам для Церкви»? Если мы это допустим, не подгото­вим ли мы тем самым почву для кризиса, который разразится рано или поздно?»13

«Если бы мы всегда правильно преподносили этот во­прос, то сейчас наша церковь не переживала бы таких потрясений. Причина этих потрясений и кроется в том, что мы неправильно учили этому и ставили «Свидетель­ства для Церкви» на место, которое, по ее словам, они занимать не должны. Мы требовали от них больше, чем



она сама»14.

. Очевидно, что лидеры церкви, равно как и препода­ватели учебных заведений, не чувствовали себя уверен­ными в том, стоит ли представлять членам церкви свое понимание проблемы инспирации трудов Е. Уайт. Про­должив чтение, вы поймете, почему эти выдающиеся лидеры испытывали подобные чувства.

11 Термин «вербальная инспирация» в основном используется для опи­
сания концепции, согласно которой Бог, излагая Свою весть пророку, бу­
квально диктует ему каждое слово. Эти люди вполне сознательно
верили, что Бог не работал с Е. Уайт, когда она прибегала к помощи сек­
ретарей при написании своих произведений.

12 Там же, с. 40, В. Г. Вире.

13 Там же, с. 46, Дж. Н. Андерсон.
Там же, с. 49, Г. В. Томпсон.





ВВЕДЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ



В данной книге мы обсудим также и тот вклад, кото­рый был сделан в решении данной проблемы истори­ками в 70-х годах XX века. Исследователи попытались проанализировать деятельность Е. Уайт как историка, реформатора здорового образа жизни и богослова. Найденные протоколы Библейской конференции про­демонстрировали им, что проблемы, с которыми они столкнулись в своих исследованиях, не новы. Их рабо­ты выявили печальный факт: к сожалению, ученые и административные деятели Церкви прошлого поколе­ния оказались не способны объяснить, что они лично знали о служении и авторитете Е. Уайт. Церковь АСД все еще переживает разделения отчасти потому, что не была должным образом проинформирована в отноше­нии роли и пророческой миссии Е. Уайт.

Некоторые важные материалы по данной пробле­ме стали доступными благодаря появлению на свет «Избранных вестей», первого тома в 1958 году и третьего тома в 1980-м. На страницах этих двух книг сама вестница Божья довольно подробно высказыва­ется на тему инспирации. В приложении к третьему тому напечатаны замечательные рекомендации Уиль­яма Уайт, сына Е. Уайт. Чтение и анализ этого материа­ла пролил бы свет на многое, происходящее сегодня в адвентизме, если бы мы только поставили перед собой задачу прочитать эти книги. Не случайно сотрудники Центра наследия Е. Уайт сокрушаются по поводу того, что многие адвентисты сегодня игнорируют эти книги.



Я благодарен Богу за возможность прослушать курс лекций Джорджа Найта по «Истории адвентистского богословия». Знания, полученные при изучении дан­ного предмета, обеспечили историческую основу дан­ной книги. Большая часть преподаваемого на этих уроках материала включено в книгу Дж. Найта «В по-


исках своего лица»15. Я бы рекомендовал читателям внимательно изучить эту книгу, чтобы расширить свое понимание того, что происходило в истории нашей церкви после смерти Е. Уайт.

Это исследование в немалой степени обязано спон­сорской поддержке бывшей Транс-Тасманской унион-ной конференции, а также колледжа Авондэйл.

Работая над своей книгой, я имел возможность по достоинству оценить работы в области церковной ис­тории, написанные разными авторами, среди которых Артур Патрик, Милтон Хук, Джордж Найт, Роберт Ол-сон, Рональд Намберс и Гэри Лэнд. Эти люди помогли прояснить некоторые исторические детали. Неоцени­мую помощь мне оказали также и Джон Кокс (прези­дент колледжа Авондэйл), Рэй Роенфельдт (декан бо­гословского факультета колледжа Авондэйл) и Пауль Петерсон (секретарь Южно-Тихоокеанского дивизио­на). Я благодарен доктору Брюсу Маннерсу, старшему пастору церкви колледжа Авондэйл, за прочтение моей рукописи и за данные мне советы в отношении языка изложения.

С тех пор, как вышла моя первая книга «И пророки тоже люди»16, появились и другие адвентистские изда­ния, которые значительно дополнили то, что я пытался сказать. Хотелось бы о них упомянуть.

«Знание приобретенное или вдохновленное свыше? К вопросу о корнях адвентистского образа жизни» Дона С. Макмахона17, специалиста в области медицины из Австралии. В своей книге Макмахон показывает, как, не имея медицинского образования и не изучая специа­лизированную медицинскую литературу, Е. Уайт оказа­лась предельно компетентной в вопросах здоровья. Но в

15 Дж. Найт. В поисках своего лица.—Заокский: Источник жизни, 2009.

16 Signs Publishing Company, Warburton, Victoria, 2004.

17 Signs Publishing Company, Warburton, Victoria, 2005.





Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт


Даг и Джин несколько раз перечитали протоколы встреч, состоявшихся после Библейской кон­ференции 1919 года. Получив информацию, так сказать, из первых рук (от современников Е. Уайт и ее помощни­ков), они были очень удивлены. Оказывается, они были научены совсем по-другому. Дат отметил для себя неко­торые утверждения, чтобы сослаться на них, когда со­стоится следующая встреча с доктором Смитарстом. После знакомства с протоколами конференции, у Дага с Джин снова возник вопрос — почему же эти важные до­кументы были «похоронены» в недрах архива и про них забыли? Дат постоянно твердил своей супруге:

— Эти люди были твердо убеждены в ее миссии. По­
чему же они так боялись поделиться с другими тем, ка­
ким образом Е. Уайт совершала свое служение?

Они никак не могли дождаться назначенной на поне­дельник встречи. Дат был немного зол на церковь. Если эти факты были известны раньше и вновь обнаружены сейчас, то почему церковь медлит поделиться ими с чле­нами общин? Хотя Джин и не разделяла подобных на­строений мужа, ей тоже была любопытна причина подобной медлительности.

Пастор Даунтон и доктор Смитарст пришли немного раньше назначенного времени, с ними была и супруга пастора. Когда они вошли в дом, миссис Даунтон изви­нилась за то, что пришла без приглашения:

—Я надеюсь, вы не будете против, если и я побуду на
вашем собрании? — сказала она.

—Конечно же, нет, — ответила Джин.

Они перешли в гостиную, где Даг приготовил прохла­дительные напитки.


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

— Как ваше путешествие, доктор? — поинтересовал­
ся Даг, когда все расселись.

— Все прошло замечательно, — ответил доктор Сми­
тарст. — Однако вы знаете, в этом мире нельзя чувство­
вать себя безопасно, поэтому я рад возвращению домой
и благодарен Богу за Его защиту. Кстати, вы прочитали
протоколы конференции 1919 года, о которых я вам го­
ворил перед отъездом?

Казалось, ему не терпится начать обсуждение.

— Конечно же, — ответила Джейн. — Даг сделал мно­
го пометок, и, мне кажется, у него возникло еще больше
вопросов.

— Тогда давайте помолимся и начнем обсуждение, —
предложил доктор Смитарст. — Джаред, не могли бы вы
помолиться за нашу встречу сегодня вечером?

Пастор Даунтон помолился, чтобы Господь руководил предстоящей беседой на очень непростую тему. Он про­сил, чтобы Бог открыл им истину в отношении церкви, которую все они очень любят. Он молился и о том, чтобы Господь помог им познать истину, чего бы это ни стоило каждому из них, и чтобы, открыв истину, церковь обрела единство и смогла продвигаться вперед, выполняя зада­чу, порученную ей Богом.

Все дружно произнесли «аминь».

—Перед тем, как мы приступим к изучению протоко­
лов, я хотел бы задать один вопрос. Вы не против? —
спросил Даг.

—Нет, конечно, не против, — ответил доктор Сми­
тарст. — Спрашивай.

—Это касается того, что я видел в одной из телевизи­
онных программ несколько недель назад. Там мимохо­
дом упомянули, что некоторые специалисты, изучив
историю болезни Е. Уайт, пришли к заключению, что
причиной ее видений могла быть...





Глава 1

Дат споткнулся, посмотрел на свой листок бумаги и закончил:

.. .причиной ее видении могла быть парциальная эпи­лепсия детского возраста, или психомоторные припад­ки, или височно-долевая эписепсия. В детстве, как известно, она получила травму головы. Какая-то дев­чонка бросила в нее камень, когда Елена Уайт возвра­щалась из школы. В результате этой травмы у нее и появились приступы. Слышали вы когда-нибудь об этом, доктор?

—Да, конечно же, слышал. Эти подозрения уже дол­
гое время витают в воздухе. По этому вопросу была про­
ведена огромная работа высококвалифицированными
нейрохирургами, которые пришли к выводу, что подоб­
ные заявления не имеют под собой никаких оснований.
Возможно, самый удачный ответ на эти обвинения был
дан доктором Дональдом Петерсоном, профессором
неврологии медицинского факультета университета
Лома-Линда. Он считает, что симптомы перечисленных
заболеваний совершенно не подходят к ее случаю1.

—Он также утверждает, что многие знаменитые люди
страдали от эпилепсии. Однако этот недуг не влиял на их
мыслительные способности, наоборот, то, чего они до­
бивались в жизни, происходило вопреки этой болезни.
Состояние Е. Уайт не совпадает с симптомами вышена­
званных заболеваний. Например, при парциальной эпи­
лепсии детского возраста у больных учащается дыхание,
в то время как Е. Уайт во время видений вообще пере-

Документ, подготовленный Дональдом Петерсеном, называется «Видения или припадки?», 1988. Доктор Петерсон является профессо­ром неврологии медицинского факультета университета Лома-Линда и заведующим неврологическим отделением Риверсайд Дженерал Хоспи-тал в Калифорнии. Он член медицинского консультативного совета Ка­лифорнийского эпилептического общества и автор свыше 60 статей по вопросам неврологии, опубликованных в научных журналах.


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

ставала дышать. Это указывает на то, что с ней происхо­дило что-то сверхъестественное.

Интересно отметить, что в 1970 году Кеннет Дыоурст и А.В. Бэрд заявили, что видение Павла по дороге в Да­маск было результатом височно-долевой эпилепсии. Однако в таком случае мы должны предположить, что вся группа, сопровождавшая его, страдала от приступов эпилепсии, так как все они упали на землю.

Присутствующие дружно рассмеялись.

— Это совершенно нелепая попытка доказать несо­
стоятельность трудов Е. Уайт. Вы действительно считае­
те, что с таким серьезным заболеванием Е. Уайт могла
давать мудрые советы по самым разным вопросам в тече­
ние почти 70 лет?

— Я полагаю, вы правы, — ответил Дат.
Последовала долгая пауза. Казалось, ни у кого боль­
ше не было вопросов на этот счет.

— Ну, хорошо, — наконец произнес доктор Сми-
тарст. — Итак, Дат, когда мы с тобой встречались послед­
ний раз, ты спрашивал меня, как могло случиться, что ты
никогда не знал о том материале, которым я с тобой по­
делился. Я обещал ответить тебе на твой вопрос после
своего возвращения и попросил тебя прочитать протоко­
лы Библейской конференции 1919 г. Я так понял, ты их
прочитал. Что ты думаешь по поводу прочитанного?

—Да, я прочитал их, — ответил Даг, — и, конечно же, у меня возникло много вопросов. Я был поражен. Эти документы открыли для меня новый мир — мир, в ко­тором жила Е. Уайт и ее соратники. У меня сложилось впечатление, что эти люди, участвовавшие в конфе­ренции, хорошо знали ее и даже помогали ей при изда­нии ее книг. Я благодарен вам за то, что перед тем, как прочитать протоколы, вы объяснили мне, что авторы, движимые Духом Святым, могут прибегать к помощи секретарей, а также могут пользоваться идеями других





Глава 1

людей, чтобы наиболее эффективно передать людям Божью весть.

Во-первых, эти люди были искренними и открытыми, но тогда они боялись сказать людям о том, что они знали об истине. Почему они испытывали подобное чувство? Почему они не вышли вперед и не сказали людям о том, что они знали? Они же видели, что церковь пошла по пути неверного использования и понимания ее трудов, но даже не попытались исправить это. У меня есть подозрение, что здесь что-то неладно, и я немного зол на них. Если бы они сделали то, что им надлежало сделать, наверное, мы бы не оказались сегодня в затруднительной ситуации.

— Справедливое замечание, Даг, — заметил доктор Смитарст. — Однако мы должны помнить, что эти люди находились под давлением некоторых весьма консерва­тивных лиц, которые не были согласны с тем, о чем они говорили. Хотя может показаться, что все участники конференции были согласны с такими выступающими, как Даниэльс, Прескотт и Лэйси, но на самом деле это было не так. Среди выступавших был, например, Клод Холмс, неофициальный участник конференции и корреспондент журнала «Южный страж»2. Он не возра­жал публично этим выступающим, и, если бы он сделал это, он бы не добился успеха, потому что эти люди переда­вали информацию, как говорится, из «первых рук». Неко­торые из них, как, например, Даниэльс и Прескотт, были посвящены во все детали написания трудов Е. Уайт.3

2 Хотя Холмс и не являлся официальным делегатом, но когда он писал
свой трактат «Является ли Дух Пророчества непогрешимым?», он букваль­
но на первой странице заявил: «Во время Библейской конференции летом
1919 года я неоднократно слышал от ряда преподавателей библейских дис­
циплин о том, что сестра Уайт не является авторитетом в области истории».
Это подтверждает его присутствие как неофициального делегата.

3 Когда готовилась серия статей Е. Уайт по книге Ездры для Ревью, сек­
ретарь Е. Уайт Клэренс Крайслер писала Прескотгу, приглашая его и Да-
ниэльса прийти и «помочь разобраться с наиболее трудными местами». -
Из письма К.«.Крайслер В.В. Прескотгу, 27 декабря 1907. См. также «Ста-


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

Ситуация, сложившаяся после конференции, одна­ко, помогает нам понять, почему эти люди чувствовали себя неуверенными в том, нужно ли им делиться всем тем, что они знали в отношении трудов Е. Уайт, со всей церковью. Очевидно, Даниэльс и Прескотт придержи­вались на этот счет той же точки зрения, что и сын Е. Уайт, Уильям Уайт. Поэтому нужно посмотреть на то, что он писал на эту тему, чтобы еще лучше понять, какие различия во взглядах были у него, Даниэльса и Прескот-та с такими консервативными людьми как Дж.С. Уош-борн и Клод Холмс. Я думаю, мне удастся это сделать лучше, если я обращусь к магистерской диссертации, написанной одним из наших студентов несколько лет назад. В своей работе автор показывает, сколько непи-ятностей Холмс и Уошборн принесли руководителям церкви после конференции.

Доктор Смитарст вытащил из портфеля папку и стал перелистывать бумаги. Найдя то, что искал, он произнес:

— Эта работа называется «В тени Е.Уайт: конфликт между фундаменталистами и евангеликалами в адвен­тизме»4.

Он начал читать: «Среди тех, кто не был удовлетворен происходящей дискуссией, особенно выделялись двое: Дж.С. Уошборн, известный проповедник, и К.И. Холмс, который, как уже было отмечено, являлся корреспон­дентом журнала «Южный страж» из Вашингтона... У. К. Уайт, сын вестницы Божьей и ее верный помощник, хотя и был приглашен на эту конференцию, решил не

пение адвентизма. — Дело ВВЛрескотта» Гилберта Валентайна, Andrews Unfoersky Press, Бэрриен Спринте, 1992, с. 223-225.

Грэм С. Брэдфорд «В тени Е.Уайт: конфликт между фундаментали­стами и евангеликалами в адвентизме». Неопуб. диссертация на степень магистра богословия. Университет Андрюса, Богословская семинария АСД,колледж Авондэйл, май 1994. Читатели, желающие получить более обширную информацию по этому вопросу, могут найти эту работу в Цен­тре исследований трудов Е. Уайт, Avondale College, Cooranbong, NSW 2265, Australia.





Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт


участвовать в ней по причине огромной занятости. Он как раз работал над подготовкой к изданию компилятив­ной книги «Советы по медицинскому служению»5. Но если бы он все же присутствовал на конференции, мы вполне можем предположить, что он поддержал бы Да-ниэльса. Его письма, в которых он отвечает на вопросы Лероя Фрума и которые можно найти в приложении к 3-му тому «Избранных вестей», наглядно демонстриру­ют нам его позицию по вопросу об инспирации. То, как он видит роль и служение своей матери как вестницы Божьей, очень схоже с мнением Даниэльса»6.

Отложив в сторону бумаги, доктор Смитарст произнес:

— А теперь впору узнать, что же сын Е. Уайт говорил
по этой теме. Он, как никто другой, работая рука об руку
со своей матерью, прекрасно понимал ее точку зрения
по этому вопросу. Зная позицию Уильяма Уайт, мы смо­
жем увидеть, что Даниэльс и Прескотг придерживались
тех же взглядов. Ну и, наконец, когда мы выясним пози­
цию ведущих деятелей церкви, мы поймем, как далеки
от истины по этому вопросу были Уошборн и Холмс.
Это очень важный момент. Позвольте мне зачитать не­
большой отрывок из приложения к третьему тому «Из­
бранных вестей», чтобы узнать, что же пишет на этот
счет Уильям Уайт.

Доктор Смитарст достал копию книги из своего порт­феля, пролистал ее до конца и сказал:

— Вот здесь, на 449-й странице, внизу, в самом конце
страницы мы читаем: «Что же касается трудов матери,
то у меня есть неоспоримое доказательство и убежде­
ние, что они являются описанием и отображением того,
что Бог открыл ей в видениях. Там же, где она использо-

Этот вывод подтверждается в брошюре «A response to two explanationsof W. W. Prescotfs 1915 Letter» Гилберта Валентайна, Университет Андрю- са, Берриен Спрингс, Мичиган, июнь 1981 г.


0002839622915536.html
0002923308693332.html
    PR.RU™